Разработка угля Майкубенского бассейна производится открытым способом. Стоимость открытой добычи угля в 2,5−3 ниже, чем при подземной разработке месторождений, а производительность труда в 2−3 раза выше.
Открытая разработка месторождения позволила создать мощный комплекс по добыче угля, отличающийся высокой концентрацией производства, развитой сетью транспортных коммуникаций, минимальным расстоянием перевозок сырья и низкими затратами на производство.
Объём удаляемых в отвал вскрышных пород при открытой разработке обычно значительно превышает объём добываемого угля, однако, в Майкубенском угольном разрезе, благодаря не глубокому залеганию угля и не большим количествам вскрышных пород (пустых пород, покрывающих или вмещающих полезное ископаемое) достигается примерно равное добытому углю количество отвалов (1 к 1).
На разрезе применяют циклично-поточную и поточную технологию добычи. При циклично-поточной технологии выемка осуществляется экскаваторами, а перемещение — ж.д. транспортом. При поточной − процессы отбойки, выемки, транспортировки, разгрузки выполняются роторными экскаваторами. Для цикличной и циклично-поточной технологии разработаны и созданы системы автоматизированного управления отдельными процессами, информация о протекании которых обрабатывается с помощью средств вычислительной техники. Для поточной технологии, и прежде всего техники непрерывного действия, существуют автоматизированные системы управления производством.
Порядок открытых горных работ, обеспечивающих экономичную и безопасную эксплуатацию месторождения, называется системой разработки. На разрезе применена Транспортная система (по классификации систем Н. В. Мельникова 1950г.), при которой перемещение пород в отвалы производится железнодорожным транспортом.